avangard-pressa.ru

Тема.2 Музыка в быту дошкольного образовательного уч­реждения. - Педагогика

· Роль и место музыки в быту детского сада.

· Значение развлечений, их виды и формы.

· Самостоятельная музыкальная деятельность

· - Музыка на праздниках.

Роль и место музыки в быту детского сада.

Жизнь ребенка становится красочнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей. Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуальной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музыкальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспитания, обладающий определенной музыкальной культурой. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в группах с круглосуточным пребыванием детей), во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Значение развлечений, их виды и формы.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста особое место занимают вечера развлечений. Они способствуют всестороннему развитию ребенка:

- дошкольники знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;

- вечера развлечений повышают жизненный тонус детей;

- способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу;

- позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, уверовать в свои возможности.

Вечера развлечений бывают 3 видов:

1. Организованные для детей взрослыми;

2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых;

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Вечера развлечений проводятся в самых разных формах:

Концерт, кукольный, теневой, настольный театр, инсценирование на фланелеграфе, инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, празднование дней рождения детей, вечера спортивных игр, забав.

В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.

Для вечеров развлечений второго вида привлекается в основном материал регулярных занятий по музыке, развитию речи, изобразительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях. Музыкальные вечера развлечений, т.е. полностью состоящие из музыки, проводятся один раз в месяц в каждой возрастной группе. Являясь и эпизодом, и основой спектакля, органическим компонентом представления, музыка характеризует поведение и действия персонажей.

На других вечерах развлечений музыка является лишь желательным эпизодом. Например, в теневом и кукольном театрах музыка украшает спектакль, углубляет впечатления детей, но не является ведущим компонентом.

Выбор инструментальной и вокальной музыки, включение ее в тот или иной вид зрелища определяется его содержанием. Главное — всегда помнить о художественности музыкального материала, его качественном исполнении и доступности для детского восприятия.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музы­кальные умения и навыки в новых условиях в самостоятельной деятельности по своим интересам и желаниям. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

- обучение - средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

- музыкальные занятия - основная форма организации обучения детей;

- содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

- руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, являются умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Также необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: "музыкальных уголков", "зон", "студий" и др.

Развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит: от имеющихся у детей умений и навыков, имеющегося оборудования в группах, продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.

Музыка на праздниках.

Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в образной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содержание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств. Дополняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей.

Музыка играет огромную роль на праздниках. Она пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Особые требования необходимо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, громкого звучания, не следует стремиться к использованию на праздниках сложных по строению произведений. Музыкальный руководитель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, чтобы возникала перегрузка занятий дополнительным музыкальным материалом, не отодвигалось, а то и совсем исключалось разучивание программного материала.

Структура праздника может быть различной. К составлению программы следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада, опыт работы педагогического коллектива.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкального воспитания в быту детского сада

2. Каковы функции музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкально-педагогической среды для полноценного музыкального развития детей дошкольного возраста?