avangard-pressa.ru

Тема 20. управление затратами на предприятиях индустрии гостеприимства - Менеджмент

Для оценки эффективности работы гостиничного хозяйства недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.

Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

· Данный показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

· Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике;

· Рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;

· Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

· Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

· Рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции;

· Уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности предприятия;

· Динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

· Показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей.

В экономической литературе приводится большое число показателей рентабельности. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах).

Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.). При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности гостиничного хозяйства. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

Существуют показатели рентабельности, методология расчета которых однотипна в гостиничном хозяйстве. Это относится к таким показателям, как рентабельность капитала, рентабельность основных и оборотных фондов, рентабельность ресурсов, рентабельность текущих затрат (издержек), рентабельность фонда заработной платы.

В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основных показателей рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной целью и эффектом является получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал.

Следует отметить, что рентабельность капитала зависит от рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

В гостиничном хозяйстве взаимосвязь между рентабельностью выручки и рентабельностью капитала можно выразить следующим образом:

Понятие «капитал» многообразно. Это может быть собственный (акционерный) капитал, заемный капитал, вложенный капитал. Под капиталом понимают также величину активов предприятия, определяют величину капитала как сумму чистых активов предприятия и др. В зависимости от этого рассчитываются различные показатели рентабельности капитала.

Рентабельность вложенного капитала (РВК) -это основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов. Она рассчитывается по формуле

Величина вложенного капитала – это общая сумма вложенных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, т.е. долг фирмы инвесторам и кредиторам, представляющий собой меру ее «ограниченной ответственности».

Рентабельность чистых активов отличается от показателя рентабельности вложенного капитала использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов.

Рентабельность текущих затрат (РТЗ) позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для ее расчета применяется следующая формула:

Рассчитанный как коэффициент, этот показатель характеризует величину прибыли на 1 р. текущих затрат. Однако этот показатель отражает эффективность только текущих издержек и не показывает эффективность использования основных и оборотных фондов. Поэтому необходимо сопоставить прибыль с основными и оборотными фондами гостиничного хозяйства.

Отнесение прибыли к стоимости основных фондов, функционирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность их использования (рентабельность основных фондов – РОФ):

Данный показатель характеризует величину прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов.

В гостиничном хозяйстве рентабельность можно представить как отношение прибыли к объему реализованных услуг (выручка от реализации услуг):

В гостиничном хозяйстве эта формула может быть выражена следующим образом:

Рr.x = Р / (1 / ФО + 1 / КОоб.с ).

Предприятия гостиничного хозяйства должны использовать систему показателей рентабельности для оценки эффективности. Критерием эффективности деятельности предприятия является рост рентабельности.

6. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Экономический анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства предшествует планированию этих показателей и является одним из первых этапов процесса планирования.

Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия и его последовательность:

· Анализ достигнутого объема прибыли, оценка степени выполнения плана и источников формирования балансовой прибыли;

· Вычисляют абсолютное и относительное изменение прибыли по сравнению с плановым заданием;

· Анализируют источники формирования балансовой прибыли, их изменение по сравнению с планом;

· Анализ объема балансовой прибыли и источников формирования в динамике;

· Проводят анализ динамики прибыли за 3 – 5 лет. Вычисляют абсолютное и относительное изменение прибыли;

· Изучают в динамике источники формирования балансовой прибыли;

· Анализ факторов, влияющих на балансовую прибыль;

· Определяют влияние объема реализованных услуг;

· Изучают влияние затрат;

· Определяют влияние изменения цен на услуги;

· Определяют влияние суммы налогов и отчислений из выручки;

· Анализ объема и динамики чистой прибыли и факторов, влияющих на ее величину;

· Определяют объем чистой прибыли и ее изменение по сравнению с планом и в динамике;

· Анализируют влияние факторов на изменение чистой прибыли;

· Анализ достигнутого уровня рентабельности;

· Вычисляют изменение рентабельности по сравнению с планом;

· Проводят оценку факторов, влияющих на рентабельность;

· Анализ динамики рентабельности;

· Определяют изменение рентабельности в динамике за 3 – 5 лет;

· Вычисляют факторы, влияющие в динамике на изменение рентабельности;

· Анализ направлений использования чистой прибыли;

· Определяют направления и структуру использования чистой прибыли;

· Определение резервов роста прибыли и рентабельности;

· Выявляют резервы роста прибыли и рентабельности за счет факторов.